Алла Гутникова

учебное. (слово)образование

Подготовка публикации: Никита Сунгатов

Этот цикл Аллы Гутниковой опубликован в день, когда Верховный суд РФ ликвидировал «Международный Мемориал». Первый же текст в нём — о политике памяти; да и весь цикл, построенный вокруг студенческого быта — коллоквиумов, текстов из силлабусов и не только, фрагментов лекций, конференций в зуме, etc. — не может сегодня читаться иначе как работа с памятью, фиксацией и сохранением прошлого опыта: мы знаем, что сегодня авторка является политзаключенной, находится de facto под домашним арестом и садиться в автобус не в ту сторону может только с 8 до 10 утра по московскому времени, а пользоваться зумом и другими средствами связи ей запрещено.

С темой памяти связываются и две её предыдущие публикации, непосредственно обращающиеся к делу DOXA и опыту жизни в домашнем заключении, — «лебединая песенка ширы ширим» и подборка «сегодня 194-й день домашнего ареста». Во многом состоящие из ссылок и цитат, мгновенно укалывающих узнаванием (и обращением к общему чувственному опыту: да, да, я/мы чувствуем то же самое, у меня/нас тоже связано многое именно с этими книгами/песнями/стихами), эти тексты сохраняют, оберегают культурные коды и ценности сообщества, которое власть мечтает уничтожить. В уже классической статье Михаил Гронас пишет о политическом значении культурной памяти: «вольные» стихи Пушкина, жившие в памяти декабристов на Сенатской площади и после; неподцензурные стихи, выученные наизусть и передававшиеся из уст в уста в сталинских лагерях, — организуют пространство свободы, которое невозможно разрушить, когнитивное оружие, против которого у полицейского режима нет щита (оттого-то он, режим, во все времена так боится и стремится уничтожить все, что связано с сохранением памяти). Функции мнемонического бытования поэзии, которые описывает Гронас — «противостояние цензуре, утверждение независимости и достоинства, осмысление и упорядочивание жизненного опыта, самоидентификация, нахождение и узнавание “своих”», — сегодня, на новом, притворяющемся хорошо забытым старом, историческом витке, снова оказываются актуальны, и это — одно из этических и политических посланий письма Аллы Гутниковой: им не победить память, так же, как им не победить молодость, особенно когда память и молодость действуют сообща; потому-то эти тексты и то противоядие, которое они содержат, и видятся мне важнейшими из написанного в уходящем тяжелом 2021 году.

* * *

коллоквиум по травме и памяти. села за компьютер в восемь утра, встала в полночь
(это шестнадцать часов с перерывом на обед)

чтобы канализировать агрессию, нужен аффект
чтобы каталогизировать нежность, нужна немота
чтобы пережить катарсис, нужна катастрофа
глоссарий: агрессия / аффект / нежность / немота / катарсис / катастрофа.
шо? а?
καταστροφή κάθαρσις

שואה קתרזיס קטסטרופה

зачем я лгал самому себе, что я здесь никогда не был
и не знаю ничего об этих местах,
это было никогда а потом началось
не было не есть и никогда не будет
(keinmol mer plus jamais nie wieder)
остановить остаться оставить останки



* * *

семь часов коллоквиума по телесности. как кстати

0 я стою на границе
1 я хочу свое детское тело как гумберт хотел лолиту
2 дано мне тело что мне делать с ним таким единым и таким моим
3 дано мне тело на хрен мне оно коль твоего мне тела не дано
4 неразбр / непроизнсм / нецитрм
5 ничего почти что что там от силы
6 deep within the abattoir of your entrails your insides
7 я стоял посреди тебя



* * *

забот полон рот, суббота суббот, новый год: тебе нужно срочно эвакуироваться

кончилась зубная паста, теплая одежда в другой квартире, все автобусы до конечной, села не в ту сторону, проехала остановку, чуть не разбила вторую коленку, зато сделала всю домашку

ян сергеевич говорит, что россия красная (с эпидемиологической точки зрения). илья владимирович говорит, что вагнер и бакунин в молодости дружили (вместе брали дрезден). герр à-la-guerre-comme-à-la-guerrе говорит, что нам тоже лучше остаться друзьями (я не против вместе взять какой-нибудь город, но для этого нужно хотя бы немного верить в революцию)


[verse 1]
can i have a taste of your ice cream?
can i lick the crumbs from your table?
can i interfere in your crisis?


кто-нибудь помнит функцию хора?


[chorus]
no, mind your own business
no, mind your own business



* * *

я не работаю в the village, но все равно решила поставить социальный эксперимент и ‐ в рамках программы реновации и эмансипации, а также: (моя) улица с односторонним движением; революционные аспекты радикальной нежности; от каждого по способностям, каждому по потребностям; назло маме отморожу пальчик и др. ‐ переспала за минувшую (шш) неделю с шестью миллионами человек (ого, для меня это слишком много) со смешными советско-еврейскими именами (ради diversity, противодействия юдоксенофобии и более репрезентативной выборки я честно пыталась связаться с иваном да марьей да мухаммадом юсуфом, но они не откликнулись), чтобы подтвердить то, что и так знала: без любви секс (даже очень хороший) похож на шоколадное мороженое mövenpick, монтаж аттракционов и мастурбатон платонова, но не на тр-тр-тр-ансгрессивный/ансцендентный опыт и не на триста страниц f. d. a. барта. ура, недостаток преобразовался в избыток ‐ дай-дайену ‐ теперь можно обратиться к диплому

вот бы сразу перейти к следующему этапу рождению дочерей по имени и да и нет
(поэт ты тряпка половая / а думаешь что рана ножевая / и я в тебе ее верчу)



* * *

мальчик читал на кухне стихи. все заплакали, а девочка засмеялась
(она не знала немецкого)



* * *

подождите, организатор конференции скоро разрешит вам войти. topic: современное искусство и идеи. экзамен

на экзамене меня спросят, что такое биоморфизм, параноидально-критический метод и импасто, а пока организатор не разрешает мне войти, я думаю о таких словах как: марево, наслаждение, мука. могу очень подробно рассказать о каждом из них. о каждом из них

* еще: нестерпимо, невыносимо, невозможно

** спросили, что такое массовое производство, минимализм и сухая игла. боже. сухая игла ‐ техника гравирования на металле, основанная на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

игла, процарапывание, печать. положи меня



* * *

зимняя школа в зуме you are frozen you are muted* отогрей меня господи сделай так чтобы я могла говорить come into my bedroom as i face the snow no tracks in the μετονυμία ἀντονομασία

* Unsolved Zoom Mysteries: Why We Have to Say «You’re Muted» So Much

Алла Гутникова

Редакторка, исследовательница, пробует себя в письме и переводе. Политзаключенная по делу DOXA. Родилась в 1998 году в Москве. До ареста училась в Школе культурологии, преподавала, читала стихи в телеграм-канале «шир ха-ширим», участвовала в семинаре «Чтения Целана» в Антиуниверситете. Дебютный автофикшн «вы не путайте, сыны, день конца и дочь весны» («лебединая песенка») опубликован  в DOXA. На платформе «Ф-письмо» выходили переводы из Одри Лорд (совместно с Викой Кравцовой) и подборка документальной поэзии «сегодня 194-й день домашнего ареста». При помощи доверенного лица ведет инстаграм «алла передавала».