Алексей Кручковский

Перо и сенсорный ввод недоступны для этого экрана

Подготовка публикации: Анна Глазова, Иван Соколов

1

Мир — как мешок картофеля в беспристрастном кобальтовом течении реки, разбросанный на пустыре среди кусков белого мрамора и костей. Весенняя погода отражает воспоминания, некоторые из них связаны со снами — в которых, в одном из последних, увлекательное двоение, солнца и ракурс. Также там была бетонная поверхность.

Кроме стихий и камней есть ещё сотни разных стёкол. Безусловное ожидание дня, как последняя ночь где-то, в секретном месте, и кофе несколько раз возвращается и снимается с плиты. Повторение действий в маршрутах прогулок, маршруты прогулок в повторении действий.

Перемена погоды, сумеречные сны и воздух в голове. Лица прохожих замедляются, а темнота стремительно наползает, и тогда уже не сумерки, но память о сумерках. Волны слишком синего цвета. Я слушаю её рассказ, о том, как она ищет, куда бы приткнуться.

В городе расположены определённые точки, в которых всё начинается и заканчивается. Их порядок подвижен. Расположение мест неизменно.

2

Но, худо-бедно

Всё это была ложь, внятная и нисколько не дерзкая, тем более отвратительная. Как вмятины на резце / …кусать губами пирсинг под губами. Невнятное <нрзб.> разговора, но худо-бедно перевёл слепого через перекрёсток, сел на троллейбус до Сенной площади. За стенкой улица задыхается, и одна лампочка горит не мигая. <нрзб.> по голому изваянию ветра.

Как заглянул в глаза при прощании, так и отшатнулся, перешёл вброд на другую сторону сразу же. Где не пустота, но сонное безмыслие нелюбопытное и спокойное, очень. Даже два их было, но не двое.

Скучно писать про ночь, потому что изображение арки /

где прохожий подкуривает сигарету Ио /

летит меж бровей.

Эхо окрыляет эту заблудшую душу, в голову бьёт кровь. Дадим ей название: бред бередит. Скажем, повесть. Луна в пустом луна-парке, где работник, сторож…

катится в руку металлический привкус мета.

Основан в 1925 г. Железное кольцо на узком горлышке сужается кверху. Больница, язва на теле цивилизации, зашла в квартиру. Вкусная кожа раскрылась, расплылась. Австрийская площадь вечером была плохо освещена. <нрзб.> переулка, пустые террасы. От светофора к гаражам перебежала крыса, сверкнув мокрой шерстью: шёл дождь.

Второй концерт, вру про запас, чтобы время опередить. Повозка, как на духу скребёт и <нрзб.> танцует на мокром асфальте, золотой. Зуб даю на отсечение, из чайника вода на асфальт полилась. Почтальон, надел кепку, вышел в мороз: зима. Не знает он ни одного письма наизусть, потому что читать не умеет с восемнадцати лет. А до этого возраста был очень смышлён, несколько языков умещал / земное

…рисовое зерно, ему бы, казалось и лучше выучиться на стропальщика и жить припеваючи, до выслуги <нрзб.>.

Узоры, как подтёки краски на стене, как вмятины на стене. Босые ноги по асфальту топают в гастроном… Трость. Долгожданный предмет, письмо на бумаге в клетку, размещён по диагонали. Солнце в надире. А ты противостои, противострой… белый портвейн из белых стаканов на лестнице. Нападение <нрзб.> безосновательно, не имеют под собой почвы — <нрзб.>. Не тронь плечо, кожа содрана, как неродной язык, вложенный дробью в проекте, задрапированные. <нрзб.>. В ухе хлюпает залив. Седой волос в канцелярском клею под акцизной маркой белеет одинокий. Пыль в яме на тротуаре. Фил туда пакетик марихуаны кинул и через неделю достал, целый и невредимый. Невидимая улица: шахту напротив строят. Курить лучше у озера и следить за движением машин: под мостом видимость покуда ясная. Шорты. Юг. (Граффити такое на двери парадной) А в кольце браслет.

Серебряный отсек…

сонная краска саксофона /

поддержка / <нрзб.>

…прокуренная. Одно окно, не к столу будет сказано, татуировано взглядом.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3

Смерть развеяна в воздухе. Этот человек, сейчас столь уверенно управляющий своим бежевым dodge, может стать покойником спустя несколько часов или минут или завтра. Калека, которому купили coca-cola, отходит от macdonalds.

4

Остаётся всё меньше этих вещей
В августовском заповеднике дна
Микроскопические движения
Якобы оазис на этой планете
Вернуться домой до начала дождя

5

Так не говорят.
Мерцает сосок.
Очень длинная речь
Молчание.

Залипать
окружающее пространство.
Скрип и скрежет
собранного в одну точку места,
взглядом и за спиной всё закрыто,
ёмкости перемещают
из пустого в порожнее,
из другого дня. (Смех.)
Его задерживают и окружают,
он делает вид, что устал,
сбегает на прибывшем поезде
Сигареты.

6

В конце концов найти себя в комнате/
На этих пыльных весенних улицах.
Среди анфилады Апраксина.
Закат на Садовой.
Этот великий долгий путь потепления —
От Садовой вниз по Московскому проспекту.

7

В сосредоточении мнений
угольная весна.
Без протоколирования
Автозамена.
Медлительная рука.
Бесчеловечный вопрос.
Начало дня долгим
отложенным воспоминанием,
Среди серой травы.
Но серой травы не бывает —
значит, чистый вкус воды.

8

В парке героев
Мы все похоронены рядом
В гостях у сказки.

Фармакологи собственных стран
В самой дешёвой одежде
С самыми новыми гаджетами.

Волны головной боли.

На поверхности реки
Изломы льда
В странных фигурах.

Эта осенняя песня
В пустом зале
На берегу.

Необходимость увидеть песок.

9

Пятно
Смерть Егора
Перевод
Big data
Терминал
Искусственные цветы
Заброшенный мост
Вырванные страницы
Стрижка
Булавки
Транзитный период
Кольцо
Кладбище
Типография
Такси
Ветки
800

10

Сейчас ты знаешь, чего хочешь.
В димедрольном поту заканчивать предложение.
Сесть на трамвай, и снег
падает перед глазами — много снимают сторис вокруг
туристы из Китая и поздние офисные работники.
Розово-чёрный снег.

11

Счётчик кадров заклеен куском фотоплёнки.

Девочки берут сигареты, уходят на кухню.
«Вы будете довольны результатом», — говорит им вслед
мистик-китаец.

На кухне банка кильки в томатном соусе.
Соседи глазеют туманно на привезённую гостью.

Так и проходит время, почти как на колесе.
Только внезапно погода меняется; обрывается
плёнка.

Пена залива бьётся о мол, почти
совпадая по звуку
с пеной пивной — по крайней мере, по гулу — камни
разноцветны, как стёкла.

Движение ещё, кажется, есть, плавники качаются,
но уже всё более и точно: клинья руки — «по инерции».

12

Странные лица на улице вижу

Из песни «А-мега»

Распределение по категориям, тенденции. Музыка шейных позвонков и коленных чашечек. Данная форма жизни образованна. Юго-Запад отличается особенным светом, который идеально передаёт движение, разъём, переход. В противовес свету Васильевского острова. Протянуть руку. Тогда как в районе Гороховой и Фонтанки свет совсем другой, и совсем другой он также у Обводного канала, хотя эти места расположены довольно близко друг к другу.

Солнце: весна в иллюминаторе. Дёсны болели пару дней. Вместе с зубами. Избыток и заполненность «вещами». Я подумаю над этим словом позже. Понимание и мысль появятся «в процессе». Зубная боль настолько сильно заполнила мои размышления о бренности человека и «наслаждении от жизни», что я отдал себе отчёт в этом только дома, разглядывая на мониторе фотографии после съёмки с О. Я понял, что очень внимательно смотрел на её зубы. Видимо, на фотографиях это тоже отразилось. Например, фотографии с яблоками и с «укусом» ветви — привет некрореализму в переулках за Ленинским проспектом…

13

Мишина покупка

Стейк из свиной шеи оказался вкусным. Светит яркое солнце, его лучи заливают комнату, составляя приятный геометрический узор. Всё купается в тёплых лучах. Тепло доходит до затылка, ласкает макушку. На столе выстроены в ряд шесть бутылок водки и несколько яблок с красным отливом, им сопутствует мраморная голова. «Красивый получился натюрморт», — думает Миша, гуляя между кухней и балконом. Несколько чахлых растений заняты фотосинтезом на подоконнике. «Хоть кто-то в этой квартире занят делом», — думает Миша, проходя мимо них и чувствуя себя пловцом, когда тот отталкивается от бортика бассейна.

Яна сидит в кресле и пьет тягучее красное вино из стакана, уставясь в одну точку в пространстве. Волосы собраны в пучок. «Помощь всегда приходит слишком поздно, когда уже всё проёбано», — думает Яна. Она поднимается и выглядывает в распахнутое окно. Замечает переходящих улицу двоих друзей. Она высовывается из окна и приветливо машет им рукой. Миша выходит из квартиры. Спускается по лестнице. Его глаза красны и болят, он избегает встречаться с Яной взглядом. Яна видит, как мент останавливает её друзей и начинает проверять у них документы. В этот момент девушка понимает, что обозналась, о чём незамедлительно сообщает Насте, которая лежит голая на матрасе и курит, разглядывая происходящее в комнате, т. е. Янино выглядывание и Мишин выход на улицу.

У Насти стройное тело, короткие чёрные волосы и небольшая красивая грудь. «Это уже совсем недвусмысленно», — думает Настя. «Хочу проколоть соски», — думает она дальше. Не докуривая, она медленно поднимается и подходит к двери, ведущей из квартиры, около которой стоит новый топор с оранжевой ручкой.

Настя вспоминает, как в детстве ходила на рыбалку, и берёт топор. Она думает, что она Саломея. Танцующей походкой она подходит к Яне, которая свесилась вниз и разглядывает, как на Невском обыскивают двоих прохожих.

Она трогает девушку за руку и бьёт её топором по пояснице. Блестящее лезвие легко разрубает плоть и кости девушки. Настя несколько раз повторяет это движение, так что свешенное из окна тело Яны оказывается покоящимся на её руке, как в танце. Настя разворачивает Яну к себе лицом и прислоняет её к стенке. Она берёт её за волосы и отрубает голову. Осторожно выглядывает в окно.

На улице менты отпускают двух прохожих. Патрульная машина отъезжает. «Это действительно не мои друзья», — думает Настя. Она прикрывает окно и смотрит на Невский сквозь пыльные стекла. На чердак возвращается Миша со стекломоем в руке.

14

прикосновение весны, наушники

тишина в ветвях деревьев /

гул города
пасмурный

облако, вырастающее в просвете
горизонтали и вертикали зданий

растирание в пыль
перечень необходимых деталей

колыхание
трепет / сравнение

излишества на лунной поверхности
сумятицы

голая спина

трафик

сиюминутность волны или касания
курить вровень с дыханием
на последнем

вовсе не обязательные жесты, движения

15

Солнце на бетоне

Древние греки метелили варваров. Древние двери инструмента. Тактильное ощущение в руке. Совпадение ладони и её продолжения. Кажется, портсигар. Во всяком случае, что-то блестящее. Но не в траве, а над ней. Коробочка. Гравировка на ней, скрип петель. Исчезновение / потеря / утрата / пыль / измельчение в порошок. Артериальное давление.

Сигареты «HB»

Лучи солнца вспарывают рассвет. Провисание букв. Падающие со лба капли. При всём этом непрекращающийся дождь целыми днями напролёт.

Колонны явно не коринфского ордера. Тени на плитке стен. Узкие дороги. Прохлада в широких арках. Тени под козырьками. Остовы автоматов с минеральной водой. Разглядывание ассортимента ни к чему не приводит, кроме слепых щелчков по клавишам. Часы «Восток», б/у. Стрелки сваливаются. Смальта рассыпана и вновь собрана. Жара.

* * *

В каждой из них спрятано воспоминание. От инструмента начинается дом. Он растёт и наполняется вещами, запахами, касаниями, суждениями, идеями, тенями, карандашами, и т. д. Один карандаш (цанговый и жёлтый) таинственным образом исчезает во время движения в лифте вверх. Дом узкий и вытянутый, как карандашный стержень.

Призраки

Шелест. Синие, по цвету похожие на сапфир, запонки. Такого же цвета кафель у морга больницы. Урны и урны для мусора. Синяя форма врачей, сигареты, жара, прогулка, Бодрийяр. Синяки на руках. Авиация…

Вертолёты летают над проспектом каждый день.

Звук вёсел в уключинах. Точка сборки, двоеточие разборки, многоточие монтажа… Апельсиновые корки в водке «Охта» и «Санкт-Петербург». «Тигода»: сервированная водка и икра на картинке. Время незаметно летит под крылом бумажного самолётика, в тени…

Веселье от запаха свежего хлеба. Старый сериал по телевизору. Пляшущие человечки. Руны. Кровоток. Изменение давления. Раны. Скрипы.

Шлюхи, толпящиеся у стен закрытых телеграфа и почты. Нервное окончание. Психованный суффикс. Непорочный глагол. Пирамида из инсулиновых шприцев. Всего лишь горка, распиленная на металлолом. И висящие кольца.

Толчея. Кофе за 20 рублей. Сахар, несколько столиков и стульев, стойка. Дождь. Размышление над амплуа. Тупик, свет пробирается вдоль стен. Виден двор и метро, ветер метёт прохожих вниз.

Праздник души

Ветер от корки до корки. Кости хрустят. Бутылочный цвет глаз. Развалины здания. Балки; россыпи краски. Собаки шумят ночью у дома, и приключением воет луна. Сухо качается дерево. Блестит медь рассвета. Ампула падает на асфальт и не разбивается. Последняя ампула.

16

Ацетат

Иногда всё вокруг совершенно тёмное и чёрное, как свежеуложенный асфальт. Но это, тем не менее, не ночь. Это щупальца ацетатной темноты.

17

Здесь небо обрывается. Одинаковые ко́ды. В каком-то занюханном дворе на В. О. мы пьём кагор. Отвратительный кагор, но даже он лучше тамянки с просрочки, по крайней мере в нём не плавает сахар. Позже знающие люди скажут, что это был уксус. Значит, мы пили уксус. А тогда мы пили кагор и, в общем, он был не настолько плох, чтобы воздержаться от второй и третьей бутылок. Поэтому потом мы переместились в совсем уже тёмный продольный двор, где разговаривали о чёрной. Приятель рассказывал, что приход от неё настолько крут, что можно кончить в штаны.

18

Выблевать

Нет ничего ценнее костей мёртвого барана. Лежащих в пыли и песке, у насыпи железной дороги; выблеванных вместе с грязью и землёй, из которой они торчат. Просвечивающий сверкающий скелет разносит в клочья галлюцинацию окружающего мира.

Аллея деревьев, тополей, уходящая в даль. Куполообразное небо над Марсовым полем.

Белая лампа на красном столе. Резервация.

19

Native

Дочитать Беккета. Светильники и шахматные фигуры на площадке. Тонирование.

<…> Разговор о реинкарнации в табачном дыму. Глаза друзей вперяются в крутящийся на доставшейся от родителей «Веге» виниловый диск.

«Pink Floyd», «Talking Heads», Bob Dylan, «Sex Pistols».

20

Смотри, в этой жёлтой трубке печали мерцает тайна, разоблачающая архитектуры голоса. Обозначена нотными знаками, провисающими между светом и тенью. По стеклу стекает одна плотная красная капля и не доходит до конца. Провисание. Блестящая паутина дождя шагами возвращает к жизни грязь под ногами и пустынность улиц. Ещё один дом напротив уходит под воду, его не видно в стекло. Небо покрывается коркой. Начинается холодный ветер. На деревья падает матовый приглушённый свет фонарей. Автомобили исчезли, по большей части, с крупной улицы поблизости. Вечер значительно светлее, чем обычно, потому что уличное освещение усиливалось, отражённое влажной корой деревьев. Строительные работы в квартале прекращены. Чернеют силуэты деревьев.

Дождь прекратился, пора собирать вещи. Легко сквозят пальцы. Настежь распахиваются белые двери. Темнеет. Разъятое глубокой синевой небо остановилось. Медленными рывками, теперь, движется на север, немного восточнее. Растёт градиент. Появляется плавность. Совсем раскрытое на западе, по окончании бледной синевы луна огибает дом и к ночи занимает ось моего зрения.

Когда и это зрелище проходит, небо затягивает серо-молочной плёнкой. Местами оно становится розовое, но к утру всё перекрывает смог. Силуэты теперь не так выделяются. Накрапывает. Небо движется быстрее, к востоку. На каждом кране горит по прожектору. Они направлены вниз. Стёкла снова раздроблены каплями. Древние египтяне обладали способностью к самовосстановлению. Сухая трава не отзывается ветру. Капли мельчают, но их частота растёт. Высокие ноты ветра, начало замедленной мелодии. Что получится, если собрать всё пение воедино? Теперь тени стали больше, лучше прорисованы, но в целом видимость резко упала. Мне уже не видно луны. Должно быть, она прошла дальше. Тёмная башня напротив и тёмные здания рядом. Но электричество есть. Зелёные листья на ветках, у самой земли, в середине ноября. Воронье гнездо противостоит ветру.

Значительно темнеет. Можно подумать, что электричество в жилых домах отключено. Включённая подсветка реклам даёт больше всего света. Поворачивается дверь. На втором этаже женщина закрывает окно. Жёлтые листья шиповника, ещё не опавший куст. Дождь усиливается вместе с порывами ветра. Скотч на фонарном столбе, призрак массива объявлений, треплется, обхватывая бетон кольцами. Красное окно соседнего дома под жёлтым окном. Чёрные руины недостроенного дома в просвете между пятиэтажными домами. Самое странное здесь — множество открытых мест, где провода не пересекают небо.

Капли дождя выстраивают столбцы на оконном стекле, обращенном на запад. Остальные стёкла уже сухие. Холодная рыба, разрезанная, на столе. Качаются ветки деревьев у баскетбольной площадки. Сильный порыв ветра. Ярко освещает фонарь своё отражение в воде. Листва ещё следует ветру. Все лестницы в доме предусмотрительно закрыты. Как поймать отражение дерева? Через двор на улицу летит одинокая птица. Шёл лёгкий дождь. Ветер успокоился. Отцвёл шиповник, теперь он опадал, и ветки его дрожали, сотрясаясь от сильных порывов ветра. Остальные кусты уже давно опали. Репейник станет сухой и мертвый. Раскачивается на ветру трос. Небо двигается на юго-восток, становится больше лакун густой синевы. В одной из них — звезда.

Алексей Кручковский

Родился в 1987 году в Ленинграде. Поэт, фотограф. Учился на филологическом факультете СПбГУ и в Смольном колледже наук и искусств (поэтическая мастерская Аркадия Драгомощенко). Поэтические публикации в журналах «Воздух», Textonly, [Транслит], в антологиях «Петербургская поэтическая формация» и «Как становятся экстремистами». Фотографии публиковались в журналах The Agave, Float, F-Stop и др. Участник нескольких групповых выставок и фестивалей. Автор книги «Сумма несовпадений» (2015).