Катя Сим

Остановка в месте, интересном мышами

Подготовка публикации: Анна Родионова

В связи с текстами Кати Сим уже говорилось про воображение: например, вокруг двоемирия «политического (повседневного) и воображаемого (фантастического)» строится номинационное письмо Виталия Лехциера. Я бы хотела уточнить, о каком именно воображении может идти речь в этом случае и так ли бинарна система, в которую оно оказывается включено. Если понять воображение как систему драйверов, движущих сил, создающих фикциональное высказывание, то эти драйверы у Сим разноразмерны. Возможно, здесь стоило бы сказать не просто о воображении, строящемся вокруг одного субъекта и его индивидуального опыта: кажется, тут еще полнее реализовалось то «отсутствие нажима со стороны авторской субъективности», которое отмечал Илья Кукулин в комментарии о Сим на Литкарте. В этом случае «компания, курящая у тц», «выдуманный квадрат», «личные границы», «сухие звёзды» и «лучшие части слезы» указывают не на двоемирие и не на плоскую модель равенства всех явлений, но на разные масштабы воображения.

Воображение в текстах Кати Сим — это всегда воображение кого-то еще, не ограниченное индивидуальным сознанием, но затрагивающее коллективное неосознаваемое (неосознаваемое в том значении, которое встречается, например, у К. Хейлс), в котором социологическое воображение (по Ч. Миллсу) и воображение поэтическое (с античности до современных теоретиков) неодинаково масштабированы. Эта сознательно выбранная несоизмеримость масштабов отличает поэзию Сим и от магистральных линий поэзии 2010-х, где равные драйверы производили непротиворечивое целое на пересечении абстракций, и от (нео)«метареалистского» текста, где генерация чувственного происходит в обход этой размерности, метафорически. 

Переход между разными масштабами воображения у Сим не монтажный: здесь, кажется, вообще нет разных планов, которые бы потребовали склейки, но есть конфликтный поток, в котором «первым оплывает знак». Эта потоковость внутренне аналогична современной информационной ситуации, и публикуемые тексты, пожалуй, наиболее убедительно это показывают. Алиенация воображения Сим позволяет освободить высказывание и от слабости меланхолии, и от ложного спокойствия медитаций посреди кризиса. Это освобождение в перспективе может создавать такие модели перцепции, которые были бы способны канализировать смещенную логику повседневности, делать ее рационально-чувственную растерянность скрытым сюжетом.

 

На ветке микропетля — для голубя, наверняка

Фактически первым оплывает знак

Облако! Вот и ноги
И три головы
Канатная щель — я бы всё показала, как
Уход с поля — послеобеденные мыши улеглись под лодкой
Парящей в полумере. Её дно трогает полевой клён
Множество мышей показывает прожилки
Как билетики
На лучший берег

***

Когда закончились спички, и прикуриваешь от церковной свечки —
Тревожно трещит коленка. Пока форма плавится, течёт и лицо
Вот и извините за дым (проступают условности — падающая на соседа сосна)

А мы сегодня прыгали с
Самарских холмов
Точнее, я представлял, что совсем не один — рядом Меловой Крот
Его гладишь и он
Полосами стирается, чтобы остаться: никчёмным стоиком; паводком;
Его части увеличивались в размерах
— вероятно, это я
Вырастил несколько грамм мела

***

А горбун в ответ украл стеклянную банку.

Мы, наконец, не постоянно сгорали на той остановке
В пещере не искали
ледяные фигурки собак

Здесь пляж. Торчат зонты,
С близкого берега огни палаток
Ты сказала, что сестры обычно делятся
Туловищем. Роботом — уточняешь,
Кто из нас сегодня будет записывать лекцию

А в общественной душевой завелись
Черные черви
здесь мы остаемся
Пару слов о болезни — думаете, ее злой румянец ушел с приходом их? Кто они? Сошка, почти мел, радости здоровой стены (нет, не пиши туловище, — яма, сток, дракон) — это тебе в маленькую старую вилу. Горбун — что ты несешь

Мой гость — выдуманный квадрат
Здесь ли, в лодке, еще раз — выдуманный квадрат
Что ты перехватил управление, что я —

— Можно теперь радоваться рыжей волне
Глядишь — обнажила старые кривые колени

Они почти сошлись, как если бы я чертила
рельсы рельсы шпалы

***

Когда ещё выпадет случай открыть кому-то голые ноги, или любое место.
В луже голуби — близнецы, сросшиеся тенью

Мои подруги и друзья соблюдают личные границы — частный случай героической практики. Мне интересно, что Оля ела на завтрак, какую очередную свинку завёл Вампир и когда вы – дедушка из фотосалона, приносите фотографию с почти царём на стекле — но речь стесняется быть неуместной больше, чем объективация ног.

Становятся неоклассицизмом цветные коровы — я сломал ангеловую машину. Если яблоко упало на даче, мы парим в кислой пене, сворачиваем голову курочке. Ты только узнал, как производится боль и либо прячешься

Либо идёшь после танцев на партсобрание.
Это просто неправильные произведения искусства: зубчатая цепь домов, бараки, хоровод берёзовых листьев.

(Мне жалко пятьсот рублей на революцию, Морозов).

Даша, только я за тобой смотрю — люди впереди идут сами по себе, пришибут дверью и я не успею тебе помочь.

Самых возвышенных слов кальки собак — и то, что становиться стаей. Различить кость Капитана — генетическим тестом? Шрамом после пружины, торчащей из советского дивана? Я обслужил слезу, распечатав её лучшие (желанные) части

Когда я скидывал монетки не харону
А в пропасть кофемашины

***

Такой вот дар
Леденец, укрытый листком.
Ворона проваливается в компанию,
Курящую у тц.

Старуха с яблоками, повторяющая купи

Все, что могу сказать о тебе
кузнечика раздавил

Колонисту
стоит прикрыть глаза —
Всполохи шеи.

Ты видел коридоры? Сухие звезды в них, властолюбивый стакан.
Да, их сорвать — и бросить
В ворону — не смеясь, сокровище становится траншеей. Трактором.
Жильцами многоэтажки, стучащими половником в кастрюли

иду мимо прилавка, карпы дышат
сухие ранки звезды в чешуе

Катя Сим

Родилась в Самаре в 1991 году. Стихи публиковались в журналах и на сайтах «Полутона», «Цирк «Олимп + TV»», «TextOnly», «Флаги», в антологии «Воздух чист… Книга русской и французской поэзии» (на русском и французском языках; Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2018), в альманахе «Чёрные дыры букв», в поэтической антигазете «Метромост» (Нижний Новгород), самарских изданиях. Куратор ряда региональных литературных акций. В 2019 году вошла в лонг-лист Премии Аркадия Драгомощенко.